Урок. Рецензия на литературное произведение, спектакль, фильм.


Задачи:
1.  Формировать чёткое представление о рецензии, её отличии от анализа. Отработать схему создания рецензии. Научиться использовать приём «ниточка».
2.  Развивать умение выражать своё отношение к прочитанному произведению, увиденному фильм, спектаклю.
3.  Воспитывать привычку к перечитыванию не с целью повторения впечатления, возникшего при первом чтении, а с целью проверки их правильности, адекватности авторском замыслу.
Результат: создание собственной интерпретации произведения.

Ход урока.

I.  Определение понятия «рецензия».


«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме. Рецензии на книгу или о книге.
«Толковый словарь иностранных слов» Л.П.Крысина
Рецензия - от нем. rezension - осмотр, обследование. Письменный критический отзыв.
В статье Т.А.Колгановой «Выпускное сочинение...»:
Рецензия - отзыв, критический разбор и оценка художественного и или научного произведения. Слово закрепилось в литературном языке в конце XVIII - начале XIX века. Рецензия является жанром литературной критики.


Мы пока остановимся на двух ключевых словах из определений рецензии: отзыв и жанр.
Во всех высказываниях, приведённых нами, рецензия определяется как отзыв.
Разумеется, эти понятия очень близки. Вот определение отзыва в «Словаре русского языка» Академии наук СССР: «Отзыв - это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо»
Выстроим к слову отзыв синонимичный ряд: отклик, отголосок, резонанс, эхо, реакция. Получился ряд эмоционального погружения в текст. А это лишь первый этап постижения произведения.
В рецензии же налицо три этапа любого размышления, рассуждения:
а) непосредственный отклик на произведение - отзыв;
б) анализ его формы и содержания - критический образ;
в) аргументированная оценка.
Следовательно, рецензия - это не просто один из видов отзыва. Рецензия - но особый жанр литературно-критической статьи.

О жанровом многообразии сочинении-рецензии.

Условно можно выделить следующие виды рецензий:
• Небольшая критическая или публицистическая статья (часть полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

• эссе - это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, невеяное чтением произведения, чем ею истолкование;

• развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится оценка. Обратите внимание на основные компоненты оценки.

II.   Запись в тетради основных компонентов рецензии.

•    Информация о содержании книги, о её композиции.
•    Характеристика проблем, поднятые в книге.
•    Критический разбор: тема, идея, язык и стиль.
•    Место книги в ряду других произведений писателя.
•    Раскрытие роли в литературном процессе и обществе.
Всё это сближает рецензию с критической статьёй. Однако рецензию характеризует небольшой объём и краткость оценки.

III.  Знакомство с моделью написания рецензии.
В начале рецензии можно выполнить приём актуализации. Под актуализацией понимается текст, в котором объясняется, почему Вы решили писать эту работу, какая потребность побудила взяться за перо, чем лично заинтересовала эта книга (тема).
Это трудная мыслительная работа, но она очень важна. Многие ученики на вопрос, почему стали писать сочинение, ответили бы, что учитель велел. Но в таком случае ученик - это всего лишь покорный исполнитель. (Исполнять безропотно работу, веря мудрость вождей (учителей), бессмысленно!) Необходимо, чтоб ученики сами поняли, чем интересна и важна предлагаемая в качестве сочинения тема или проблема именно для него. Поэтому размышления на какую-то тему или о какой-то проблеме - это, прежде всего, попытка понять самого себя и современную жизнь.
Как выполнить эту процедуру? Можно прямо ответить на этот вопрос и начать примерно так: «Я решил написать эту работу, потому что...», а дальше объяснить причины, которые обусловили выбор темы. Однако чаще всего используется дугой способ - проективный. Можно вспомнить случай из своей жизни, исторический эпизод, сделать пейзажную заготовку...
Важно, чтобы этот фрагмент по своему смыслу и по своей эмоциональной тональности создавал соответствующий настрой у тех, кто будет читать работу, подготовил к восприятию дальнейшего текста, тех мыслей, которые будут высказаны в рецензии.
В пособии для абитуриентов «Знаю, понимаю, могу» Александров В.Н. для создания актуализации предлагает использовать миф (библейская притча, древняя легенда, сюжет из античной истории), в котором будет обнаружена суть конфликта рецензируемого произведения. Используя миф, ученик покажет:
•     что проблемы, поставленные в рецензируемом произведении, возникли очень давно, на заре человеческой истории, и до сих пор сохраняют свою актуальность;
•     в отдалённых, будто бы совершенно непохожих явлениях можно находить мотивы, созвучные рецензируемому произведению. Это косвенное свидетельство эрудиции автора рецензии, глубины постижения художественного произведения, эмоциональности.
Вторым мыслительным действием может стать формулировка исходного тезиса рецензии. Иными словами, нужно чётко определить вопрос, на который автор рецензии должен ответить.
Следующий шаг написания рецензии - обоснование выдвинутого тезиса, т.е. с помощью рассуждений, сопоставлений, примеров, цитат ответить на исходный вопрос (проблему). Это основная процедура всей работы.
Вывод. Это необходимый итог всех предыдущих рассуждений, ответ на поставленный в исходном тезисе вопрос.
В заключении рецензии можно использовать приём «ниточка»(В.Н.Александров). Он заключается в том. что из анализируемого произведения как бы «вытаскиваются» существенные строчки, становящиеся опорой для суждений. Этот приём можно применять и в начале рецензии, и в заключении её.

Повторная актуализация. Нужно ответить на вопросы:
- Какие открытия вы сделали?
- Что сумели понять?
- Какое новое, более высокое осознание исследуемой проблемы у Вас появилось? После того как рецензия написана, ещё раз отметьте её логические части, вернитесь к
основным этапам работы над анализом текста.
Объясните себе, зачем вспомнили миф, случай из жизни во вступлении рецензии.
Обратите внимание на то, как сделан переход от античного сюжета к сформулированной в названии теме.
Какие компоненты проанализированы? Может быть, вы что-то упустили?

 

Вернуться на главную.

Хостинг от uCoz